БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

Первая страница «Князь Игорь». Речитатив и ария Галицкого (слушать фрагмент в MP3)
«Князь Игорь». (слушать фрагмент №2 в MP3)
 Оркестр Большого театра, Галицкий – А. Пирогов, дир. А. Мелик-Пашаев

 

Краткое содержание оперы

Пролог
Площадь в Путивле. Русская рать готовится к выступлению в поход.
Из собора выходит князь Игорь с сыном Владимиром, Владимиром Галицким и прочими князьями и боярами. Народ славит князей и молится за их победу в битве с врагом "за веру, за Русь".
Внезапно темнеет - начинается солнечное затмение. Все в ужасе глядят на небо и, видя в этом явлении "знамение божье", отговаривают князя Игоря идти в поход. Однако, Игорь полон решимости и, попрощавшись с женой - княгиней Ярославной, и получив благословение Старца, князь Игорь со своей дружиной выступает в поход.

Действие первое
Картина 1. Княжий двор Владимира Галицкого. Владимир похваляется, что "только б сесть мне князем на Путивле,.. я б не стал тужить, я бы знал, как жить!.. Я б казны им поубавил, пожил бы я всласть, - ведь на то и власть!" А Ярославну - в монастырь, "грехи мои замаливать". Во двор вбегает толпа девушек, просят князя Галицкого освободить их подружку, которую "выкрали люди недобрые". Князь прогоняет девушек и отправляется и терем пировать. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка, сбежавшие от князя Игоря. Они пускают слух, что "дружины Игоря побиты, да и князья убиты все."

Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня горюет в неизвестности о судьбе мужа, вспоминает прежние счастливые дни и ждет гонца с весточкой от князя. Входит няня, говорит, что пришли девушки, просят защиты от Владимира Галицкого, который ..."забрал девку в терем к себе" и не отпускает, а дружина его пьёт-гуляет, "забижают всех, да бесчинствуют хуже ворогов, хуже половцев",
Входит Владимир Галицкий. Девушки в испуге убегают. Ярославна пытается заступиться за захваченную девку, но Владимир отвечает княгине дерзко, угрожает: "мне стоит только кликнуть клич, я сам у вас здесь князем сяду. Все в Путивле за меня!" - и уходит. Ярославна в волнении и тоске. С поклонами входят думные бояре. Они принесли недобрую весть: - вся рать, отправленная с князем в поход, разбита в неравном бою. Князь Игорь ранен и, вместе с братом и сыном взят в плен. А на Путивль идет войной половецкий хан Гзак.
Верные бояре успокаивают княгиню. Народ готов дать отпор врагу и отстоять родной Путивль.
В окно видно зарево пожара. Слышны плач и причитания женщин. Звучит набатный колокол. Бояре опоясываются мечами, готовятся к обороне.

Действие второе
Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу - Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным. Стражники ведут русских пленников. По приказу ханской дочери девушки приветствуют пленников, угощают их. Наступает вечер, все расходятся, на страже остается лишь Овлур.
К шатру Кончаковны осторожно приближается Владимир Игоревич. В каватине "Медленно день угасает" он изливает свою любовь к ханской дочери. Из шатра выбегает Кончаковна. Молодые люди признаются друг другу в любви и сокрушаются о невозможности сыграть свадьбу. Любовную сцену прерывает появление князя Игоря. Он погружен в тяжёлые думы о "бранной славы горестном конце", о родной земле, о Ярославне. Его мучит "постыдный плен" и князь Игорь всей душой стремится вырваться на волю и тогда: "я свой позор сумею искупить - я Русь от недруга спасу!"
Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещённый половчанин, и предлагает князю бежать из плена. Игорь в сомнении: ведь он у хана на поруках, и Кончак принимает его как гостя. В сопровождении слуг и невольниц из-за шатра выходит хан Кончак. Он гостеприимен и уважителен по отношению к своему пленнику: "ты смел и правды не боишься" и старается развлечь князя музыкой и восточными плясками. Половцы славят своего хана.

Действие третье
С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а "пленных - крепко сторожить". Половцы расходятся, а русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей, и уговаривают Игоря: "Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей!" Князь Игорь принимает решение о побеге. Овлур, напоив допьяна сторожевых, готовит лошадей для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности, и ханская дочь ударами в бубен поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбегаются половцы, появляется Кончак и другие ханы. Узнав о побеге, Кончак восклицает: "Вот молодец! Недаром я так его любил. На месте Игоря я бы так же поступил... Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей." Он приказывает женить Владимира на Кончаковне и готовиться в поход на Русь.

Действие четвёртое
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности. Всматриваясь вдаль, замечает двух всадников. Они приближаются. И о, радость! Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к княгине. Овлур с конями отходит в сторону. Князь Игорь и Ярославна счастливы встречей. Колокольный звон разносит радостную весть. Собирается народ и величает князя и княгиню. Однако, Игорь не может быть спокоен, пока враг не сломлен. Он готов идти в новый поход.

 


 

ЛИБРЕТТО

Бородин А.П.
Князь Игорь
Опера в четырёх действиях (пяти картинах) с прологом

1Либретто - Краткое содержание
2Ария Игоря ("Ни сна, ни отдыха измученной душе...");
3Ария Кончака ("Здоров ли, князь?...");
4Речитатив и песня Галицкого ("Грешно таить, я скуки не люблю...").

Либретто написано самим композитором на материале русской эпической поэмы 12-го века "Слово о полку Игореве". Опера писалась в 1869-87 годах до самой смерти композитора, окончена Н.А. Римским-Корсаковым и А.Глазуновым.
Первое представление состоялось 4 ноября 1890 года на сцене Мариинского театра в С-Петербурге.


***

Ария Игоря
("Ни сна, ни отдыха измученной душе...")
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды и спасенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Свою победу над врагом.
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен!
И гибель всех моих полков,
Честно за родину головы сложивших...
 
Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.
 
О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!  Ты одна, голубка-Лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты и дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!
 
Ужели день за днём влачить в плену бесплодно?
И знать, что враг терзает Русь!
Враг - что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том она винит меня!...
 
О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!
 
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье,
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне,
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего... 
 
***

Ария Кончака
("Здоров ли, князь?...")
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и слёту птицу не сбивают?
Возьми моих!
Князь Игорь
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.
Кончак
Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас как хану.
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь.
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне, ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь, ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.  Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил.
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
 
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
 
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу-невольницу из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей...
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай! 
 
 
  ***

Ария Галицкого
("Грешно таить, я скуки не люблю...")
Хор
Натешился ли, князь?
 
Галицкий
Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу.
 
Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными словами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!  К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял.
 
Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
 
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!